продажи, отдел продаж, управленческий консалтинг, тренинги, курсы, тренинг тренеров, НЛП,  NLP, влияние, коучинг, личностный рост, mary kay, Мэри Кей,  менеджмент, мотивация,
  Елена Самсонова
 

New! Новый сайт New! 

Поиск по сайту Елены Самсоновой  
русская версия | English version
 
Елена Самсонова
   Информация

В каждой избушке свои погремушки

Юрий Соболевский Человеческий фактор.

Источник: журнал TopManager

http://www.mm.com.ua/russian/evolution/evolution_text?pm_article1_toShow=37497

 

Как бы ни упорствовали логики и рационалисты, большинство поступков человек совершает под влиянием эмоций. Анализ механизмов человеческой психики, из которых состоят эти движения души, наверняка поможет нам прогнозировать реакции людей и результаты наших действий.

Свойства психики целостны, но, подобно двум сторонам одной медали, обладают противоположными качествами. Изначально каждый человек старается продемонстрировать те свои качества, которые считает положительными, и утаить те, которые представляются ему отрицательными. Но, проанализировав те качества, которые человек не скрывает, и установив свойство, проявлением которого эти качества являются, мы можем быть абсолютно уверены в наличии у человека и отрицательных качеств. Более того, мы будем знать, что это отрицательные качества, характерные для данного свойства.

У большинства людей свойства варьируются в пределах нормы. Норма и есть признак большинства. Но у некоторых — ярких, заметных и выразительных личностей — определенные свойства чрезмерно развиты, гипертрофированны. Эти "раздутые части психики" называются акцентуациями. Они не только проявляются как поведенческие механизмы, но и позволяют, применяя правильную тактику, безошибочно воздействовать на их обладателя.

Следует обратить внимание на то, что представленные типы — это не реальные люди, а только отдельно взятые их свойства, выделенные в чистом виде и описанные в максимальном выражении. У любого человека есть все эти свойства, но некоторые преобладают над остальными и типизируют личность.

Демонстративный тип.

Прекрасный артист, мастер эффектов, умеет произвести впечатление, привлечь внимание к своей особе, уделить внимание другим и не оставить никого равнодушным. Очень изобретателен, мастер перевоплощения, талантлив в творчестве, генератор идей.

Умеет убеждать, приспосабливаться, льстить, говорить комплименты. Угодлив. Отлично чувствует людей, великолепный продавец (тип советского снабженца).

Хитро и скрытно манипулирует людьми, играет на публику и может добиваться своих целей, если процесс игры как таковой не становится для него самоцелью.

Его поведение подчеркнуто театрально, манерно и лживо. За игрой на публику скрывается безразличие к переживаниям окружающих.

Он не выносит ситуаций, в которых остается в тени, когда на него не обращают внимания. Готов противоречить общепринятым нормам, предпочитает даже негодование или ненависть окружающих, но только не безразличие и равнодушие, только не перспективу остаться незамеченным.

Поражают его эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания, восхищения, удивления, почитания или сочувствия; потребность в признании, а также упорство, с которым он этого добивается. Авантюрист, даже аферист, он может напасть исподтишка, плетет интриги, лишен совести и сочувствия.

Патология — истероидная психопатия.

Как завладеть его вниманием? Он реагирует на то, что "круто", эпатажно, скандально; пусть даже пошло, грязно, глупо и противно, но зато громко, ярко и броско. Это может быть любая новость о громкой мировой афере или внезапном авантюрном и безнаказанном обогащении. При этом информация не должна вызывать зависти (зависть может поменять полярность отношения: "Подумаешь, ну и что? Эка невидаль, чепуха какая!"). Лучше, чтобы это произошло "где-то там" или в других сферах, достойных поклонения, уважения и обожания. Новость, даже самая нелепая и наигранная, должна быть подана как правда. Ведь его жизнь — игра. Настольная книга такого авантюриста — "Золотой теленок" (и Уголовный кодекс).

Что его удивляет? Он не боится парадоксов. Поэтому благосклонно воспримет любой ярко-эмоциональный, демонстративный анекдот с налетом истеричности. Современные передачи в духе "Окон" и сопутствующий блеск, шум и спецэффекты вполне устраивают нашего героя.

Чего боится данный тип, что внушает ему опасения? Во-первых, он боится разоблачения. Когда все вокруг понимают смысл его аферы и перестают верить, нужно ретироваться или срочно менять тактику. Во-вторых, он не приемлет резкого, грубого, безапелляционного насилия. Ведь он привык улаживать все конфликты вербальными средствами, хитростью, интригами, а к физической расправе не готов. Третье, и самое страшное, — это ситуация, когда на него перестали обращать внимание.

Что доставляет ему удовольствие, чем он дорожит? Слава и овации — это почти все, что нужно артисту. Хотя какая-нибудь материальная выгода, особенно полученная хитростью, лишней не будет. Он в восторге от возможности сочетать удачную авантюру и уход от разоблачения. Ему подойдут любые комплименты, даже самые парадоксальные. Скажем, если он играл сегодня роль человека яркого и искрометного, а был воспринят как галантный, искренний и обходительный, то его реакция будет вполне благосклонной: "Ого... кто бы мог подумать? А почему, собственно, и нет?!"

Любит яркие, броские, контрастные цвета — красный, желтый, оранжевый.

Застревающий тип.

Его отличает упрямство, высокая работоспособность и устойчивая эмоциональная мотивировка. Достигает целей упорно и последовательно, не смущается неблагоприятной реакцией, скепсисом и неверием окружающих. Характерная черта — "нулевая" внушаемость.

Склонен к генерированию "сверхценных" идей и неуклонному стремлению их продвигать и осуществлять. Идеи приобретают статус "сверхценных" именно потому, что застревающий тип парадоксальным образом не способен порождать какие-либо идеи. Это антитворческий тип. Однако он умеет добиваться от подчиненных слепого бездумного подчинения. В корпорации, построенной на таком принципе, царит полное отсутствие творчества и инициативы.

В борьбе за справедливость он иногда может стать бунтарем и народным мстителем, но мотивами его остаются эгоизм и неутоленное самолюбие. Другое социальное воплощение– основатель религиозной секты. Эти люди общительны, если находят внимательную аудиторию; почувствовав равнодушие, становятся неразговорчивыми.

Оскорбление никогда не забывается — они злопамятны и мстительны, болезненно обидчивы, жестоки и честолюбивы. За место под солнцем борются бескомпромиссно. Не выносят никаких форм подавления, особенно противодействия со стороны общества. Поскольку сопротивление их эгоизму исходит от окружающих, то при длительных неудачах они мнительны и подозрительны. Но в случае успеха становятся заносчивыми и самонадеянными, поощрений им всегда бывает мало.

Патология — паранойя. Следует заметить, что представитель этого типа сам не в восторге от своего "застревания", поскольку его тип, в отличие, например, от демонстративного, имеет социально отрицательную окраску. Если прямо играть на его свойствах и восхвалять "застревающие" плюсы, то он может подсознательно включить самозащиту и принять воздействие отрицательно. Часто при этом проявляется проекция — такой способ психологической защиты, когда не устраивающие его самого качества человек замечает только в другом, например в подчиненном, и нападает на них. Тут важно действовать тонко, не переусердствовать, либо, рассчитывая именно на проекцию, включать этот механизм сознательно.

Как привлечь его внимание? У "застревающего" субъекта обострено чувство справедливости. Понятия "честь", "благородство", "гордость" для него — не пустые звуки. На брошенный вызов ответит обязательно, его упорное стремление к намеченной цели рано или поздно будет вознаграждено. В его устах очень органичны фразы: "Мне все равно, что думают обо мне сейчас, но вот когда я стану победителем..." или " Я знаю, чего я хочу, и все равно добьюсь этого!"

Кроме того, застревающий тип должен реагировать на то, что сам остро переживает. Это может быть сцена оскорбления, возмущения по какому-нибудь поводу, например яркий эмоционально-параноидный всплеск обиженного потребителя. Он сразу же должен включиться, проанализировать ситуацию и, что особенно важно, принять чью-то сторону.

Что вызывает его опасения? Он боится давления тех сил, которым не может противостоять, которые хотят его унизить, уничтожить морально, и особенно — безнаказанно отобрать его собственность. Он может бояться целенаправленной агрессии властных структур. Сама мысль об этом может довести его до паранойи, а факт события вызовет такое острое негодование, что приведет к большим проблемам со здоровьем. Но если вдруг ситуация начинает угрожать его жизни, то меняются и приоритеты, инстинкт самосохранения тормозит все собственнические переживания.

Что доставляет ему удовольствие? Его идеальное состояние: ощущать себя полновластным хозяином как можно большего "куска мира" и стремиться увеличивать свой кусок. Это Македонский, Наполеон, Сталин, Гитлер и вся плеяда мировых диктаторов. Они боятся ущемить свое самолюбие, хоть на каплю потеряв власть. "Все мое, ни шагу назад, только вперед" — это их цель жизни. Им необходимы признание, похвала, почести, ордена, подарки, даже открытая лесть, зависть врагов. Наверное, у каждого такого диктатора, независимо от ранга, есть музей подарков известных личностей, а свои награды он хранит на видном месте. Это поднимает его в его собственных глазах.

Любимые цвета "довольного параноика" — зеленый, синий и сине-зеленый ("морская волна", парадный мундир советского офицера), могут присутствовать темно-красный, коричневый и серый. Желтый раздражает. Для справки: образ зеленого цвета "заряжен" потенциальной энергией, мобилизован и напряжен, он контролирует ситуацию, стремится к уверенности в себе, консервативен, настойчив и выдержан. Это цвет контроля, "закона" и справедливости. Чем он темнее, тем большей категоричности требует от наблюдателя.

Застревающий тип значительно лучше воспринимает и помнит зрительные образы. (Как раз они-то и заставляют его долго держать аффект — сидящий "картинкой обиды" в правом полушарии мозга.) Вербальные, логические структуры специально для него должны быть упрощены до схемы простых аналогий, банального стереотипа. Ему недосуг глубоко копать, но он в курсе, что краткость — сестра таланта. И как любой диктатор, он ментально близок к народу, но, в отличие от него, обладает амбициями.

Возбудимый тип.

Очень трудолюбив и аккуратен, покладист, педантичен, иногда мелочно скрупулезен. Любит порядок и соблюдает правила. Застенчивость отсутствует. Имеет хорошее здоровье, заботится о нем, склонен к физическому труду. Вынослив и развивает физическую силу. Характерен крепкий сон, трудность пробуждения. Не любит пустых мечтаний, предпочитая им реальную жизнь, очень осторожен к незнакомому.

Способен сильно увлекаться и идти на поводу своих желаний. Иногда религиозен и даже фанатичен. Тяга к обогащению часто делает его рабом азартных игр, а увлечение спиртным приводит к алкоголизму. Любит простые удовольствия, ест и пьет все подряд, без разбора, тяжеловесен, слишком сексуален и сладострастен.

Поведением этих людей управляют инстинкты, влечения; импульсивные, неконтролируемые побуждения. Им свойственны очень сильные и продолжительные аффекты, поводом для которых может служить какая-нибудь мелочь — "последняя капля". Они тут же ищут объект, на котором можно сорвать зло, и не склонны обмениваться мнениями. Бывают очень агрессивны и жестоки, рукоприкладство опережает слова. При этом они не задумываются о последствиях. Ревнивы, никогда не прощают даже мнимых измен.

Некоторые, осознав свою силу и "бронебойность", стремятся к властвованию и открывают в себе способность заискивать перед более сильными и влиятельными. В условиях жесткого дисциплинарного режима они умеют угодить начальству и завладеть формальными постами власти. А установив диктат над другими, корыстно используют свое положение. Их власть держится на страхе и беспрекословном подчинении своим, далеко не конструктивным требованиям. Это власть ради власти, очень далекая от здравого смысла.

Патология — эпилептоидная психопатия.

Эпилептоид чем-то напоминает застревающий тип. Часто эти акцентуации "ходят парой". Но для понимания внутренних механизмов человека и конкретного воздействия их необходимо различать.

Что привлекает его внимание? Он ловится на импульсивное желание. Яркое, броское, простое, доступное и многообещающее — именно то, что нужно. Дешевые лотереи, внезапные джекпоты, квартиры к авторучке и т.д. Если где-то много и дешево, а удовольствия бесплатны, то уговаривать его не нужно.

Чего он боится? Простота этого персонажа рождает недоверие к миру, но он хочет избежать потерь. Его педантизм не терпит суеты, но жадность и импульсивность могут победить. Недаром говорят, что бизнес — это борьба между страхом и жадностью. Если нашему герою, подогретому жадностью, предъявить "последний ультиматум", то это может сработать.

Что доставляет ему удовольствие? Деспотическая власть, подкрепленная жестким порядком, плюс гедонистические удовлетворения, без вычурности и витиеватости — в самый раз. Ему нужны похвалы и одобрение начальства, грамоты "за доблестный труд", обещания прибавки к зарплате и повышения по службе.

Он предпочитает яркие контуры и детали на светло-коричневом, зелено-коричневом фоне. Контрастные сочетания привлекают его внимание.

Гипертимический тип.

Это человек с постоянно повышенным тонусом. Оптимист, блестящий рассказчик, юморист, заводила, душа компании. Жажда деятельности стимулирует словесное творчество и генерацию идей, инициативу и стремление к поиску нового. Уверенность в себе, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, цветущий внешний вид, хороший аппетит и здоровый сон — норма его жизни. Он рано встает, все успевает, собирает вокруг себя людей, лидирует, командует.

Это создает условия для переоценки способностей, желания показать себя, прихвастнуть. Он с легкостью достигает высокого положения и так же легко может все бросить или потерять и начинает сначала.

Море идей и ассоциаций уводит его от темы и цели разговора, рождает скачку мыслей, и, несмотря на высокую мотивацию, беседа оказывается суетливой болтовней. Трудности кажутся легкопреодолимыми, а недостижимое так же легко обесценивается. Ему тяжело углубляться в сложные проблемы, оптимизм граничит с беспечностью, радужными надеждами и убежденностью в будущем счастье.

Из-за беспечной веселости он часто шутя проходит мимо серьезных вещей, нарушает этические нормы, утрачивает чувство долга и способность к раскаянию. Жажда деятельности приводит к бесплодному разбрасыванию, он за многое берется и не доводит до конца. Не аккуратен в выполнении обещаний и в денежных делах. Рассчитывать не умеет и не хочет, охотно берет в долг, не думая о расплате.

Его чрезмерная веселость переходит в раздражительность, недостаток общения провоцирует скандалы. Противодействие и неудачи вызывают вспышки раздражения и гнева: брань и угрозы вырываются без всякого учета обстановки и сил объекта нападения. Он не переносит жесткой дисциплины, монотонной деятельности, вынужденного одиночества, работы, требующей внимания и усидчивости. Патология — маниакальная психопатия.

Часто этот тип совмещен с демонстративным. И если демонстративный тип можно отнести к характеру, к статической черте, то гипертимность отражает темперамент, динамический и эмоциональный аспект личности. Различить эти механизмы легко. Ложь демонстративного типа — это его свойство, он всегда играет. Гипертим обычно открыт и откровенен, а лжет лишь по необходимости, если иначе невозможно.

Как привлечь его внимание? Гипертим заводится с пол-оборота. Ему нужны понятная ситуация, конкретная работа и "быстрые" деньги. Он не любит ждать и не желает разбираться в сложных схемах. Собрать народ, "шашки наголо", вдохновляющая речь, убедительный план, трансляция бесконечной уверенности в победе — его идеал. Простая идея, а прибыли — миллион, но маленькая ошибочка — и все пропало. Если фигурирует "самое-самое", суперновое и очень крутое — вопросов нет. И никаких лишних подробностей. Он человек импульса.

Чего он боится? Волокита, рутина, тягомотина, бюрократия, долгие сложности, камера-одиночка, построение, дисциплина, порядок, законность, монотонность, ожидание для него страшнее смерти.

Что доставляет ему удовольствие? Любит общение, праздник, друзей, шум, веселье, толпу. Любит быть победителем и находиться в центре внимания. Любит легкие деньги. Любит их тратить и производить впечатление. Для него нет лучшей похвалы, чем признание его значимости, убедительности и того впечатления, которое он производит. Особенно радуют его благоприятные перспективы и вера партнеров в построенные им воздушные замки. Следует только учесть, что он знаток по части искренности, а разочарование его категорически однозначно. Он предпочитает яркие и контрастные цвета — желтый, сиреневый, красный, для коллективно-суггестивных вариантов — фиолетовый.

Циклотимический тип.

Он же — аффективно-лабильный. Отличается резкой сменой состояний повышенного и пониженного жизненного тонуса. Такие перемены могут вызываться мелочами, а иногда происходят без видимых причин, просто от воспоминаний. Перемена погоды, улыбка, комплимент, мелкая неудача, воспоминания о перспективе могут кардинально изменить настроение. В состоянии повышенного тонуса его охватывают радостные эмоции и жажда деятельности, повышенная горделивость и буря идей, как гипертимов. Понижение тонуса подавляет, тормозит реакции и мышление, навевает печаль и депрессию.

Этот тип неоднозначен. Многие гении и таланты обладали таким свойством. Взлет настроения позволяет ему работать с огромной энергией, а понижение тонуса дает необходимость глубокого анализа мира. В активной фазе он многое не доводит до конца, как гипертим, но после аналитической возвращается к незавершенному с новыми силами и идеями. Лабильный тип, это тип исследователя, творца.

Это люди настроения, они даже болеют не как все — не тяжело, но рецидивно и хронически. В своих переживаниях они глубоки и ранимы, их относят к психастеникам (слабым натурам). От настроения момента зависят: самочувствие, работоспособность, желания. Их прошлое и будущее то расцвечены радугой, то серы и унылы. Но им чужды и эпатаж, и фанатизм.

Представители этого типа чутки к знакам внимания, благодарностям, похвалам и поощрениям; это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Склонны к уступчивости и компромиссам. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и вгоняют в уныние, разочаровывают. Вместе с тонусом меняется их самооценка, это приводит к хронической неуверенности в себе. Они способны на глубокие чувства и понимание, их интуиция говорит, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится неприязнь. Их ответное отношение адекватно и откровенно.

Можно сказать, что плюсы и минусы людей этого типа зависят от их состояния, от фазы, в которой они пребывают. Дополнительный плюс — их глубокая чувствительность и аналитичность, а чего им недостает, так это постоянства.

Патология — маниакально-депрессивный психоз (МДП).

Как привлечь его внимание? Именно этот тип больше всех подвластен "пагубному влиянию креатива". Он умен и ценит интеллектуальные радости, легко откликается на переживания и сочувствие, и ему нравится собственное состояние повышенного тонуса, он жаждет в нем быть. Достаточно поднять его тонус, и ему с вами хорошо.

Ему нужны тонкие и высокие парадоксы. Радость и красота творческого вдохновения, глубина и изысканность переживаний, захватывающая игра смыслов. К примеру, инсайт изобретателя; или удивительная реакция на поступок, вызванная загадочной логикой ума; "экранизация" парадоксальной притчи.

Чего он боится? Его пугают разочарования, ввергающие в депрессию, и все, что приводит к таким огорчениям. Внезапности и резкие повороты событий могут сбить его с толку, выбить почву из-под ног и заставить мучительно перестраиваться. При этом сначала нужно будет справиться с собой, а затем уже с проблемой. Его больное место — душа.

Что доставляет ему удовольствие? Он не уверен в себе, поэтому приятие, признание, внимание, радостные воспоминания, былые победы и разноцветные мечты — тот ресурс, который держит его на плаву. Взаимопонимание для него — праздник. Самое главное для него в хвалебном акте — искренность, честность и откровенность.

Цветовая гамма должна дарить ему энергию, надежду и мечту. Лучше всего теплые, светло-желтые и светло-красные тона. Белый цвет добавляет в эту смесь динамику и, спасая от перегрузок, мягко выводит из отрицательной фазы. Мелкие детали могут быть очень яркими, но пусть они покоятся в мягком, нейтральном фоне. Лучше не раскачивать лабильный маятник слишком сильно — его динамика непредсказуема, да и в целом этот тип трудно просчитать.


Карта сайта
 

 

  Разработка веб-сайта: ArtAdmires.com